Два последних года для автомобильных дилеров были сложными: коронавирусные ограничения тормозили, а то и останавливали работу, а затем кризис с полупроводниками нарушил поставки. Но кому корона, а кому мать родна: продавцы подержанных автомобилей, например, на этом фоне получили прилив клиентов. И повысили цены.
По другую сторону баррикад — сами покупатели, у которых желание покупать не исчезло, но получить желаемое стало труднее, потому что из-за все той же нехватки микрочипов предложение не смогло удовлетворить спрос. Людям пришлось ждать в очередях, сроки доставки уже оформленных заказов переносили.
Как будет выглядеть торговля машинами в 2022 году — прогнозируем в этой статье.
Цены на вторичном рынке продолжат расти
По разным оценкам, на протяжении минувших 12 месяцев средняя стоимость машины с пробегом в розничной продаже выросла на 32–36%. Цифры выглядят особенно зловеще в контексте: в 2020-м рост составил 7%, а в 2019-м зафиксировали падение на 3%. В оптовой торговле в 2021-м подорожание составило 52%.
Последнее обстоятельство станет одним из факторов, которые как минимум удержат розничные цены на высоком уровне, а возможно, и продолжат толкать их вверх. Если дилер уже закупился оптом втридорога, то будьте уверены: вы за это заплатите как покупатель.
При этом объем продаж не снизится, а наоборот.
Спрос тоже останется высоким
По прогнозам, к 2023 году реализация на вторичке увеличится на 9% по сравнению с последним нормальным годом, 2019-м. Сформировавшийся тренд повышенного спроса остается в силе и особенно будет заметен среди молодых авто с пробегом — четыре года и младше. Такие автомобили еще достаточно современны и технологичны, среди них уже полно гибридов и электрокаров — а стоят они недорого по сравнению с новыми.
Укрепится и практика продажи сертифицированных б/у машин, которые прошли ремонт и техосмотр, выглядят и ощущаются как новенькие и даже часто сопровождаются гарантией. Стоят они дороже, чем при перепродаже от прежнего владельца следующему без посредников, но дешевле, чем новые. В любом случае историю подержанного автомобиля стоит проверить по VIN-коду через carVertical, чтобы обезопасить себя от мошенничества — это не тренд, а вечная классика, которая в никуда не денется и в 2022 году.
Торговля переходит в онлайн
В других категориях товаров и услуг это уже давно обычное дело: зашел на маркетплейс, выставил фильтры, выбрал подходящий вариант и заказал с доставкой до дверей. Для более дорогих вещей такая диджитализация еще не стала мейнстримом, но процесс пошел, а пандемия еще и пнула его, чтобы пошевеливался.
В нынешнем году тенденция продолжится, бизнес-модель D2C (direct to customer, «прямо к потребителю») станет популярнее, а доля традиционных посредников — физических дилеров — будет сокращаться. Станет все больше возможностей для полноценного, осведомленного выбора и знакомства с желаемым авто онлайн: от детального изучения функций-опций до домашнего тест-драйва.