В принципе, большинство охранных систем, включая и дешевые модели, имеют высокий ресурс: при условии грамотной установки они могут прослужить и более десятка лет, основной «группой риска» в них становятся разве что встроенные реле, которые, как и любая механика, изнашиваются, а их контакты со временем обгорают. Поэтому вероятность дожить до полного морального устаревания у них очень высока, и вопросом «не обновить ли мне сигнализацию?» задаются многие.
Что даст новая охранная система?
Поводов для обновления может быть много, но стоит выделить наиболее значимые.
В первую очередь это криптостойкость: старые сигнализации, работающие на радиоканале с примитивным динамическим кодом, даже в самой профессиональной установке сейчас абсолютно бесполезны против более-менее квалифицированного угонщика. Замена старой системы на новую, работающую с диалоговым кодом или не имеющую радиоканала вовсе, более чем разумное решение.
Вторая причина – более удобное управление и расширение радиуса связи. В городских условиях старые модели сигнализаций, работающие с широкополосными трансиверами в диапазоне 433 МГц, уже очень сильно страдают от помех – этот диапазон перегружен. Современные модели сигнализаций уже могут работать на частотах 868 МГц и выше, с узкими полосами модуляции. Это наилучшим образом сказывается на качестве связи, особенно в местах больших скоплений машин – например, на стоянках гипермаркетов. Телематические сигнализации через GSM-канал расширяют зону уверенной связи почти по всему миру, где есть сотовая сеть: можно всегда получить информацию о состоянии машины, чего классические конструкции с обратной связью не могут физически.
Замена «аналоговой» (то есть прямо управляющей электрическими цепями автомобиля) на сигнализацию с поддержкой CAN – третий повод. Естественно, это имеет смысл только при наличии на автомобиле развитой сети контроллеров на общей шине – для современных машин это норма и в бюджетном сегменте. Это делает удобнее автозапуск (лидеры рынка, StarLine и Pandora, предлагают сейчас бесключевой обход иммобилайзера силами самой сигнализации: не нужно оставлять чип или целый ключ во внешнем обходчике), позволяет минимально вмешиваться в штатную проводку. Кроме того, подключение к CAN-шине позволяет реализовать дополнительные защитные функции:
• Кодовый иммобилайзер штатными кнопками автомобиля: машина не заведется, пока на них не будет набрана заранее заданная последовательность. Обнаружить такой иммобилайзер невозможно, поскольку он реализован чисто программно.
• Блокировка двигателя по CAN-шине: безо всяких дополнительных реле, врезаемых в проводку, сигнализация получает возможность остановить мотор. Такую блокировку нельзя найти (нет точек врезки), ее не обойти традиционными «времянками» и перемычками, заменой блока управления двигателем. Только после физического удаления центрального блока, который грамотный установщик может скрыть очень надежно, машину можно будет завести.
Однако, решив заменить сигнализацию, не нужно повторять частую ошибку: многие считают, что замена уже установленной системы должна стоить меньше, чем установка «с нуля». На самом деле объем работ даже возрастает, поскольку профессиональный установщик не будет оставлять ничего от старых подключений, выполняя работу заново. Особенно, если, как это часто бывает, старая система устанавливалась «на скорую руку». Так что стоит к цене выбранной новой системы сразу добавить цену установки в профессиональной студии, которую уже придется узнавать для своего города и автомобиля самостоятельно: разбег цен может быть очень большим.
Модульные сигнализации
Модульность – это один из основных векторов развития современных охранных систем. Как пример можем привести сигнализации StarLine, начиная с третьего поколения (сейчас, для справки, выпускается уже шестое). У них центральный блок имеет несколько заранее предусмотренных слотов для модулей расширения, которые больше не нужно крепить отдельно, протягивая провода к центральному блоку. Это дает интересную возможность апгрейда купленной ранее при ограниченном бюджете системы.
Например, Вы купили недорогую систему StarLine несколько лет назад. В самой дешевой комплектации у нее нет модулей расширения. В дальнейшем на нее можно установить интерфейсный модуль, соответствующий конструкции машины:
• Если для подключения на машине может использоваться только одна CAN-шина, то можно использовать любой из предлагаемых модулей, выгоднее всего, естественно, самый простой – 2CAN.
• Подключение к двум шинам (низкоскоростной для управления светом и центральным замком, высокоскоростной – для получения информации о двигателе) CAN предлагают модули 2CAN, 2CAN+LIN, 2CAN+2LIN.
• Если для работы нужно подключение и к LIN-шине (обычно для управления центральным замком, например, на ВАЗовских машинах), то чаще всего используется модуль 2CAN+LIN, реже – 2CAN+2LIN (если используются две шины LIN).
Уже установленный ранее модуль менять на «более новый» нет смысла – как максимум достаточно обновить его прошивку (обновления доступны на сайте can.starline.ru), для чего на плате предусмотрен USB-разъем.
GSM модули охранной сигнализации
Но интереснее всего с точки зрения пользователя, естественно, модули GSM-интерфейса: их плата объединяет в себе и модуль связи с сотовой сетью, и GPS-приемник. Именно с их помощью реализуются возможности телематики:
• Базовое управление посредством звонка или СМС.
• Управление через Интернет с мобильного приложения или с сайта.
• Определение координат автомобиля, сохранение его маршрутов.
• Удаленное глушение двигателя по команде.
• Получение подробной информации об остатках топлива (если это можно считать с CAN-шины), уровне заряда аккумулятора, температуре двигателя. Приложение StarLine может даже выдавать информацию об ошибках системы управления двигателем, считывая их с шины.
Пользу от такого усовершенствования можно проиллюстрировать простым примером: скажем, зимой Вы оставили машину на стоянке у аэропорта, и по возвращению хотите сесть уже в прогретую машину. Команды от радиобрелка «добивать» до машины не будут, через мобильное приложение же можно будет, нажав всего одну иконку, запустить двигатель хоть сразу при выходе из самолета.
Особенно привлекают телематические сигнализации тем, что не нуждаются в абонентской плате. Однако, в отличие от систем спутникового мониторинга, они и всю ответственность за сохранность машины возлагают на владельца. У систем мониторинга существуют свои круглосуточные центры с бригадами быстрого реагирования, выезжающими на тревожный сигнал – собственно, за это и идет абонентская плата. С обычной же телематической сигнализацией задача позвонить в полицию или по старинке выбежать на улицу с саперной лопаткой полностью ложится на вас.
Впрочем, профессиональному угонщику безразлично, стоит ли на машине доступная сигнализация с телематикой или «элитный» спутниковый комплекс: электронному джаммеру* нет разницы, куда уходит заглушаемый им сигнал от охранной системы, а купить такие устройства можно недорого и совершенно свободно. Поэтому далеко не факт, что постоянные траты на спутниковый охранный комплекс хоть как-то окупятся, страховка каско от угона в этом плане надежнее – хоть от угона она и не защищает, но хотя бы на финансовую компенсацию позволяет рассчитывать. Не забывайте, что принцип-то у этих систем одинаков – они передают тревожный сигнал только при обнаружении проникновения в машину, не мониторя окружение машины в режиме 24/7 (постоянная работа передатчика бы с высокой скоростью высасывала аккумулятор, да и нагрузка на центры мониторинга была бы огромной). Разница только в адресате сигнала тревоги – или владелец, или служба мониторинга.
Какую охранную систему выбрать?
Из представленных на рынке фирм однозначно стоит рекомендовать двух отечественных производителей – калужскую «Пандору» и петербургский StarLine. Более подробно о них мы писали здесь. Их системы надежны конструктивно и на данный момент сохраняют криптостойкость, то есть не могут быть взломаны кодграбберами**. А, учитывая разнообразие предлагаемых ими систем, – от бюджетных до элитных, подходящую систему у них можно найти для любого автомобиля.
Например, на бюджетную машину можно установить StarLine A93 ECO – эта система с автозапуском обойдется всего в 7700 рублей, что для качественной сигнализации немного. В дальнейшем ее можно будет дооснастить GSM-модулем, либо сразу взять сигнализацию в варианте StarLine A93 GSM. Физически такая сигнализация будет устаревать уже очень долго (элементная база и схемотехника на высоком уровне), а все обновления функционала в ней доступны после простой перепрошивки.
*Джаммеры – устройства, которые глушат радиоэфир, не позволяя сигнализации передать сигнал тревоги.
**Кодграббер позволяет снять систему с охраны, имитируя работу штатного радиобрелка.
Автоклуб78 https://autoclub78.ru