Ночь. Трасса. Усталость после рабочего дня. И тут из-за поворота ослепляющий свет фар. Ну кто придумал этот ксенон! – подумаете вы. И действительно, на дороге очень часто можно встретить, мягко говоря, нерадивых водителей, которые обеспечивая себе комфорт и безопасность, с таким же успехом лишают их других участников движения. Поэтому сегодня речь пойдёт о легальном ксеноне, его особенностях и об ответственности, которую несёт водитель за использование нерегламентированных устройств освещения.
Требования к легальному ксенону
Согласно требованиям регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» № 720 от 10.09.2009г. использование газоразрядного источника света, а именно ксенона, разрешается только при наличии в автомобиле фароомывателя и автоматического устройства регулировки угла наклона фар.
Это устройство предназначено для того, что бы не произошло ослепление водителя встречного авто. Принцип его действия заключается в следующем. На автомобиль устанавливается датчик, измеряющий положение кузова относительно плоскости дорожного покрытия. Данные, в зависимости от автомобильной нагрузки, передаются на устройство, которое регулирует наклон фар.
Особенности ксенонового освещения
Кроме того, вместе с ксеноновыми лампами используются специальные выпуклые линзы. Они фокусируют свет таким образом, чтобы светоотдача была максимальной, а ослепление минимальное. Всё это составляет целый ксеноновый модуль, который дополняется ещё металлическими шторками, формирующими границы светового пучка.
Но существует также так называемый биксеноновый модуль. Моноксеноновая система устанавливается только на ближний свет. Дальний свет работает на другой лампе. Использование же биксенонового линзового модуля и специальной биксеноновой лампы, даёт возможность переключаться с ближнего света на дальний, оставаясь на одной лампе. Благодаря этой функции вы также получаете возможность «моргать» дальним светом.
Преимущества ксенона
Преимущества у ксенонового освещения перед галогеновым и тем более лампой накаливания – существенные. Это и светораспределение, соответствующее евростандарту; и высокая светоотдача (выше галогеновой лампы в 2 раза), и длительный срок службы (от 2 до 4 раз выше обычной лампы), и экономичность потребления ресурсов генератора (35 Ватт даёт 3200 световых люменов), и забота о здоровье глаз.
Ведь штатная ксеноновая лампа выдаёт 4300 Кельвин и обладает приятным жёлто-белым светом. Такое свечение приравнивается к дневному свету и даёт возможность водителю в ночное время разглядеть дорожную ситуацию максимально чётко, не напрягая глаз.
Наказание за ксенон
Основные требования к использованию ксеноновых ламп описаны в ГОСТ Р51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Мощность ламп вашего автомобиля, а также наличие факта сертификации данного газоразрядного источника света проверить у вас может только инспектор технадзора ГИБДД как при плановом техническом осмотре, так и при осуществлении выездного надзора за дорожным движением, и только специальным оборудованием.
При использовании световых приборов, которые не соответствуют режиму безопасности дорожного движения, согласно статье 12.4 часть 1 КОАП РФ на обычных граждан налагается административный штраф в размере 2500 рублей с конфискацией данного несанкционированного светового прибора, с должностных лиц от 15 до 20 тыс. рублей, с юридических лиц от 400 до 500 тыс. рублей. А за нарушение статьи 12.5 часть 3 Административного кодекса (управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) лишением прав от полугода до года.
И в заключении хотим сказать, если вы купили машину со штатным ксеноновым освещением, можно произвести небольшой тюнинг, установив биксеноновый комплект для упрощённого использования дальнего света.
Если же у вас фары сертифицированы только под обычные лампы или галогеновые, не занимайтесь «колхозным» тюнингом автомобиля. Лучше доверьтесь профессионалам и обязательно пройдите процедуру легализации ксенонового оборудования. Дорого? Штрафы, лишение прав и безопасность на дороге стоят дороже…
P.S. По поводу лишения прав за паленый ксенон, мы писали в этом материале.
Аркадий Гусев, Автоклуб78 https://autoclub78.ru
Я ксенонщикам иногда врубаю дальний. Они, правда, тоже иногда так делают в ответ.Пилять, еще бы прожектор-искатель себе нацепили на крышу и прибор ночного видения на рожу.
Не знаю, колхозный у людей ксенон или нет, но от него ночью глаза гораздо больше устают. Считаю, что его вообще надо отменить. А то проедет такой довольный мимо тебя да еще на джипе и глаза пару секунд ничего не видят ((