К выражению GPS-навигатор привыкли все, а вот с системой ГЛОНАСС знакомы пока не так много водителей. Тем не менее, компаний, предлагающих автомобильные навигаторы, оснащённых системой GPS-ГЛОНАСС, становится всё больше. Поэтому предлагаем для начала разобраться, что есть что, а затем определиться с ответом на вопрос, какой же системе спутниковой навигации отдать предпочтение при выборе автомобильного навигатора.
Итак, GPS (Global Positioning System) предназначена для выявления местонахождения объекта и точного определения его координат (широта, долгота, высота) при помощи спутников. Кроме того, система помогает определить скорость движения объекта и его направление. На службе системы GPS находятся 24 спутника.
Теперь касательно системы ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Она появилась ещё в 70-х годах, но в связи с отсутствием финансирования была прикрыта. На сегодняшний день правительство России очень заинтересовано в развитии данного проекта, поэтому в 2012 году было выделено 320 миллиардов рублей из бюджета страны на его развитие. Сегодня на службе системы ГЛОНАСС находятся 30 спутников, 24 из которых используются по целевому назначению.
Отличия в системах ГЛОНАСС и GPS
Принципиальным отличием системы ГЛОНАСС от GPS является то, что группировка спутников ГЛОНАСС при движении по своей орбите не синхронизируются с вращением Земли, что позволяет судить о стабильности их работы, не требующей внесение корректировок со временем. Кроме того, орбиты спутников ГЛОНАСС расположены выше в северных и южных широтах, что обеспечивает более точное позиционирование объектов в данных регионах.
Так шведская компания Swepos, которая занимается обслуживанием общенациональной сети спутниковых навигационных станций, отдала предпочтение российской системе ГЛОНАСС, сообщив, что 90 % клиентов её активно используют комбинацию систем GLONASS-GPS.
Аспекты точности
Всё же, что касается вопроса точности, то система ГЛОНАСС несколько проигрывает GPS. Согласно сравнительным исследованиям, проведённым Российской системой дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) в 2012 году, ошибки в определении места позиционирования, выданные ГЛОНАСС, составляли 2-6 метров, в то время как у GPS они приравнивались к 2-4 метрам. При совместном же использовании систем неточность была сведена к 1,5 – 3 метрам.
Как мы видим, одновременное использование систем ГЛОНАСС и GPS в автомобильных навигаторах даёт более точные результаты в определении нахождения нужного объекта. Кроме того, не менее важным моментом является непрерывное наличие сигнала на улавливающем устройстве. Это особенно актуально, когда вы перемещаетесь по городу в условиях плотной застройки, заслоняющей передачу сигнала со спутника, находитесь в подземном тоннеле, паркинге или прокладываете путь к интересующему вас объекту во время путешествия на большие расстояния. Связь с необходимым количеством спутников делает сигнал наиболее стабильным и оперативным во время старта или перезапуска.
На сегодняшний день многие компании, занимающиеся производством автомобильных навигаторов, предлагают именно совместный вариант использования систем спутниковой навигации, а именно ГЛОНАСС-GPS. Во-первых, это оправдано более высокой точностью позиционирования, а во-вторых, это связано с политической ситуацией.
Государственная политика применения гибридной системы ГЛОНАСС-GPS
Не секрет, что Америка и Россия находятся в условиях жёсткой конкуренции во многих вопросах, в том числе и военно-стратегических. Поэтому часто «грешат» такой хитростью, как приглушение или искажение сигнала со спутника, что влечёт за собой сбой в системе и неточности в передающей информации. Поэтому GPS и ГЛОНАСС на «чужих» территориях «живут» не комфортно. Потребители же такой продукции, как автомобильный навигатор, находятся и перемещаются по всему миру. «Двухсистемники» решают подобную проблему в одночасье.
И ещё, правительство России заинтересованно в активном распространении своего продукта (навигационной системы ГЛОНАСС) как на своих территориях, так и по всему миру.
Так, в 2009 году к разработкам системы ГЛОНАСС был подключён украинский научно-исследовательский институт в качестве партнёра. А постановление правительства РФ №790 от 27.09.2011 года обязало компании, владельцев пассажирских транспортных средств, оснастить модулями ГЛОНАСС-GPS.
Кроме того, доступ к гражданским сигналам системы ГЛОНАСС в любой точке мира предоставляется потребителям вне зависимости от гражданства безвозмездно и без ограничений. А оперативную информацию о картах, новинках и изменениях вы всегда можете получить на официальном сайте Информационно-аналитического центра ГЛОНАСС.
Рейтинг самых популярных производителей автомобильных навигаторов
Говоря о самых востребованных брендах, выпускающих двухсистемные автомобильные навигаторы, можем выделить, опираясь на исследования Euromonitor, следующие: Explay – 28,7% (от общего объёма продаж), Prestigio – 26,1%, Prology – 11,3%, Lexand – 7,2, Texet – 5,3%. Кроме того, не меньшей популярностью на сегодняшний день пользуются и такие бренды, как Navitel, Garmin, Digma, Treelogic, Shturmann, Osters и другие.
Что касается общего объёма продаж на рынке автомобильных навигаторов, то в 2011 году он составил 1,4 млн. штук (порядка 7% от этого объёма – модели GPS-ГЛОНАСС), в 2012 году эта отметка достигла 1,5 миллионов (исследования компании Gfk). А в 2013 году ситуация сложилась несколько обратная. Согласно данным, обнародованным известным брендом Prestigio, объёмы продаж автомобильных навигаторов упали на 10 %.
В первую очередь это объясняется тем, что возросла популярность смартфонов, оснащённых GPS-приёмниками. Но, как мы говорили выше, односистемный навигатор не решает возложенные на него функции в полном объёме. Поэтому выгода использования автомобильных навигаторов, оснащённых гибридной навигационной системой GPS-ГЛОНАСС, как говорится, налицо. Дальше выбор за вами.
Аркадий Гусев, Автоклуб78 https://autoclub78.ru
Зачем эта статья, если во всех устройствах и так две системы? Взяли бы лучше пять наиболее популярных, да потестировали бы, вернее спи***или бы их тесты у всяких там блогеров, сравнили, а тут резюме выложили.
Если разница в цене велика, то лучше что дешевле, что мне с 2-х метров погрешности?
Не во всех навигаторах 2 системы. О чем, собственно, в статье и написано. Есть навигаторы использующие ТОЛЬКО спутники GPS, а есть, — ТОЛЬКО ГЛОНАСС.
По поводу тестирования блогерами — дело, конечно, хорошее, но и тут объективных оценок не будет. К тому же это надо тестировать достаточно долго, в разных условиях. Мы привели рейтинг самых популярных производителей, покупатели голосуют рублем (долларом, евро) за лучших. Так что выбор за вами