Очередным нововведением законодательства, вызвавшим проблемы не только при ввозе автомобилей с пробегом, но и у официальных дилеров (сокр. ОД), стала обязательная установка терминалов системы ЭРА-ГЛОНАСС во все ввозимые и выпускаемые автомобили. До сих пор из-за этого у многих возникают вопросы – что это такое и что теперь, собственно, делать?
Коротко о системе ЭРА-ГЛОНАСС
Терминал системы по конструкции подобен телематическим GPS/GSM-закладкам: устройство постоянно отслеживает координаты автомобиля по спутниковой сети (в отечественном варианте, естественно, вместо GPS используется российская система геопозиционирования), а GSM-модуль с установленной SIM-картой позволяет подключаться к сотовой сети. Причем эта SIM-карта специальная, не имеющая конкретного оператора – понятия домашней сети и роуминга для нее не актуальны.
Однако, если задача «закладок» — это отслеживание координат автомобиля, то главная задача терминалов ЭРы — быстрый вызов оперативных служб в случае аварии. Через GSM-канал здесь реализована связь с операторским центром системы, оповещения могут отправляться как через автоматику, так и принудительно – нажатием кнопки SOS, доступна и голосовая связь с оператором (например, с ее помощью можно узнать свои координаты). Короткий пакет данных с информацией о машине, ее координатах и обстоятельствах аварии отправляется в любом случае.
Терминал рассчитан в первую очередь на подключение к автомобилям с CAN-шиной, тем более что она сейчас стала нормой даже в бюджетном сегменте. Благодаря этому терминал может получать и информацию об экстренном торможении, и о срабатывании подушек безопасности, автоматически определяя направление и силу удара. Дублирующий встроенный акселерометр согласно последней редакции ГОСТа также должен определять опрокидывание машины.
Однако при работе с подержанными автомобилями это недоступно – на них устанавливаются терминалы упрощенного типа, с которых звонок можно совершать только с тревожной кнопки. Так как при разработке штатных систем для новых автомобилей требуется проверка эффективности их работы в автоматическом режиме, автомобили обязаны проходить несколько краш-тестов. Штучный ввоз это бы убило автоматически, поэтому вариант терминала для б/у машин работает без интеграции с бортовой сетью.
ЭРА ГЛОНАСС на новые авто
При покупке новой машины проблем не возникает: на тех моделях, что производятся на заводах, расположенных в России, терминалы системы ЭРА ГЛОНАСС уже установлены на конвейере. Машины, получившие ПТС до сроков обязательной установки, могут спокойно продаваться в автосалонах без терминалов. Так что у покупателя новой машины в автосалоне проблем не будет по определению.
Проблема возникает у производителей, ввозящих свои автомобили в Россию малыми партиями или вовсе поштучно: для прохождения сертификации они должны пройти краш-тесты, демонстрирующие адекватное срабатывание системы при разных типах удара. Проще говоря, чтобы иметь право продать 24 Lamborghini в год (на 2016 год), компании придется разбить минимум три. Именно поэтому часть автопроизводителей заявили о возможном сокращении продаж или об уходе с российского рынка, некоторые, как Mercedes, изначально заложили в устанавливающуюся у них европейскую систему eCall (аналогом которой и стала ЭРА) интеграцию с отечественной.
ЭРА ГЛОНАСС на подержанные автомобили
Частный ввоз (традиционно в первую очередь на Дальнем Востоке) и получил основной удар от нового закона – автомобили, не успевшие получить ПТС до января 2017 года, встали мертвым грузом на таможне до марта. Решением проблемы стала введенная в конце марта в строй и действующая сейчас процедура упрощенной сертификации (к счастью, покупать сразу несколько машин, чтобы доказать работоспособность ЭРы краш-тестом, не требуют):
• Необходимо приобрести терминал ЭРА-ГЛОНАСС, причем возможно это только в сертифицированном установочном центре.
• Предоставив на таможне id приобретенного терминала, можно получить ПТС.
• В течение 10 дней после получения ПТС необходимо вернуться в сервисный центр для установки и настройки системы. Цена вопроса в итоге составит около 25-30 тысяч рублей.
Что характерно, «костыльное» решение проблемы с «пробками» на таможне несет в себе очевидную дыру – не предусмотрено ни механизма проверок установки терминала, ни ответственности за просрочку. Здесь нам остается только ждать очередных новостей от законодателей.
Для человека же, ввозящего автомобиль из-за границы, ключевым моментом становится то, что приобретать терминал ЭРА-ГЛОНАСС придется в любом случае. Сэкономить можно будет разве что на его установке, выполнив ее самостоятельно, благо ни настроек, ни подключения к CAN-шине не потребуется – единственный голосовой тест происходит уже при контрольном звонке, когда терминал через оператора регистрируется в системе.
Дооснащение автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС
Если машина получила ПТС до момента введения обязательной установки, то при желании владелец сможет дооснастить автомобиль только «упрощенной» версией терминала «Эры». Если автомобиль находится на гарантии официального дилера, то дооснащение с сохранением гарантии, как и в случае с установкой любого другого дополнительного оборудования, будет возможно только у ОД и в сертифицированных техцентрах, работающих совместно с системой. Особо отметим, что речь не идет о полном снятии с гарантии, отказать в проведении гарантийных работ ОД может только в тех случаях, когда причиной неисправности стала именно установка дополнительного оборудования.
Поскольку функционал урезанной системы крайне скуден, это дооснащение не имеет большого смысла: в случае, если после аварии владелец не сможет нажать кнопку SOS, терминал не сможет автоматически оповестить колл-центр, а ведь в этом и заключен весь смысл ЭРы. Если же владелец машины или кто-то из пассажиров в сознании, то позвонить в службу 112 он сможет и так. Поэтому затраты в несколько десятков тысяч рублей станут, по сути, бессмысленными.
Автоклуб78 https://autoclub78.ru
Есть сейчас, кстати, шикарные умельцы, которые мало того, что за установку кастрированной «эры» неплохую наценку лупят, так еще и активация (читай — звонок в колл-центр) у них несколько тысяч стоит. Как всегда — пока в законе неразбериха, спекулянты навариваются.