На очередном заседании Верховного суда Российской Федерации было утверждено постановление, которое внесло ясность в спорные вопросы касательно закона об «автогражданке». Обновленная редакция закона вступила в действие осенью 2014 года (подробнее читайте здесь). Данное постановление в первую очередь должно закрыть лазейки, помогающие недобросовестным страховщикам затягивать или отказывать в выплатах по ОСАГО. Отныне те страховые компании, практикующие «затягивание» с выплатами и судовые тяжбы со своими клиентами, рискуют получить крупные штрафные санкции, сумма которых может достичь 50% от суммы компенсации, плюс за каждый день задержки будет выплачиваться по 1%.
В представленных пояснениях, по мнению юристов, самыми важными для владельцев автомобилей являются четыре момента.
Первое, страховщик за каждый день задержки компенсационной выплаты обязан будет доплатить 1% от полной суммы. Таким образом, если выплата была задержана на сто дней – страховщику придется компенсировать клиенту удвоенную сумму.
Второе, суд будет автоматически взыскивать с виновника потребительский штраф. Для этого даже не понадобиться заявление потерпевшего.
Третье, внесена ясность в понятие «добровольная выплата», с помощью которого отменяется обязанность погашения потребительского штрафа. До этого, если страховщик отказывал в выплате, пострадавшая сторона обращалась в суд, назначалось проведение независимой экспертизы, а перед завершающим судебным заседанием компания, понимая, что ей не выиграть дело, соглашалась заплатить. Такая выплата считалась добровольной. Теперь, когда клиент обращается в суд, компенсационную выплату не признают добровольной.
И четвертое — страховщик обязан компенсировать и УТФ – утрату товарной стоимости. Для автомобилей возрастом меньше пяти лет с пробегом до 100 тыс. км УТФ считается реальным ущербом. Данная сумма представляет собой разницу между стоимостью автотранспортного средства и точно такого, отремонтированного после происшествия, за минусом амортизационных издержек. Другими словами, кроме оплаты стоимости ремонтных работ, по ОСАГО страховщик должен компенсировать ухудшение внешнего вида автомобиля и его технических характеристик из-за аварии.
Еще одним немаловажным моментом стало пояснение, что именно признается доказательством ущерба, которого достаточно для предъявления права на получение выплаты, если факт автотранспортного происшествия был засвидетельствован без участия сотрудников ГИБДД. Потерпевший, согласно постановлению Верховного суда, имеет право лично зафиксировать факт повреждения фотографиями, видеозаписью или/и при помощи данных ГЛОНАСС. Верховный суд также отметил, что несоблюдение данных требований не считается основанием страховщика для отказа в компенсации. В таком случае сумма компенсации не должна превышать максимальный размер выплаты в рамках «Европротокола». Так, для Санкт-Петербурга и Москвы – это 400 тыс. руб.
Аркадий Гусев, Автоклуб78 https://autoclub78.ru