Как известно, закон об ОСАГО допускает самостоятельное составление схемы аварии и обращение в страховую компанию (СК) без вызова гаишников и без получения соответствующих документов (справок) в ГИБДД. Это возможно при ДТП с двумя участниками, если не пострадали люди, а причиненный ущерб незначительный (не превышающий на настоящий момент 25 тысяч рублей), а также отсутствуют разногласия о том, кто виноват. Ведь ожидание гаишников и сам процесс добывания справок отнимают у участников дорожного инцидента много времени и зачастую вызывают трудности. О Европротоколе рекомендуем прочитать более свежую статью «Европротокол при ДТП в 2014 году».
Введение так называемого «прямого урегулирования убытков» должно было положить конец сложившейся традиции даже при мелком ДТП сидеть в очередях, ожидая рассмотрения материала инспектором ГИБДД. Составили схему, подписали, и пострадавшая сторона обращается с полисом ОСАГО на выбор: либо в свою страховую компанию, либо к страховщикам виновника аварии. Затем производится оценка ущерба и в течение месяца выплачиваются деньги. Казалось бы, всё упростилось, всё стало для человека. Однако есть важные нюансы, о которых мало где говорят.
1. При прямом урегулировании в процессе рассмотрения материала ДТП, страховая компания вправе попросить предоставить к осмотру и автомобиль виновника аварии. Если же он свою машину показывать не захочет (или не сможет и т.д.), то, страховая откажет в выплате пострадавшей стороне. Получается, что получение возмещения теперь почти полностью зависит от «настроения» устроившего дорожно-транспортное происшествие.
2. Виновник может (например, посоветовавшись с юристами) изменить своё первоначальное мнение о том, кто является пострадавшей стороной. И тогда придется долго и нудно разбираться с ним в суде.
3. Ещё одним минусом прямого урегулирования убытков является опасность недооценить нанесенный автомобилю ущерб. Особенно для неспециалиста, который слабо себе представляет стоимость запасных частей и ремонтно-восстановительных работ. Так, если экспертная оценка ущерба превысит планку в 25 тысяч рублей, то это будут уже проблемы пострадавшей стороны. Потому что СК, в случае прямого урегулирования, больше этих самых 25 тысяч выплачивать не будет.
Именно поэтому рекомендуется ВСЕГДА вызывать сотрудников ГИБДД на место дорожного инцидента. Они, кстати, при незначительных повреждениях часто предлагают участникам оформить ДТП самостоятельно, т.е. по программе прямого урегулирования, чтобы не обременять себя дополнительной работой.
Конечно, если действовать «по старинке», позвонив в ГАИ, и отстояв в очереди за справками, можно потерять много времени. Зато в этих справках будет однозначно указано КТО виноват и перечень поврежденных элементов у автомашины. Это будут весомые аргументы при обращении в суд в случае, если размер выплаты не устроил пострадавшую сторону или в компенсации вообще отказали по какой-либо причине.
Алексей Полтавский, Автоклуб78 https://autoclub78.ru
Большинство аварий вообще до 3000 рублей. В этом случае надо расплачиваться на месте и разъезжаться или не расплачиваться.Кстати, я тут сам себе машину покоцал во дворе, может мне друзей-приятелей позвать и инициировать как бы ДТП задним числом с целью получения бабла со СК?
Х78 вы может хотели сказать, что большинство аварий до 30 000 рублей? Сейчас просто покраска одного элемента будет минимум 4-5 тысяч. Какие 3 тысячи???
Проверено на собственном опыте. Была такая ситуация: девушка въехала в мой автомобиль. Несильно, тыщ на 10. Можно было просто взять у нее деньги и разъехаться, но она сказала, что 10 тысяч нет, давайте оформлять. Оформили самостоятельно, без ГАИ, схему подписали и т.д., все вроде окей. Но потом она просто отказалась приезжать в страховую компанию, чтобы показать свой автомобиль. А страховая без этого отказывает в выплате. В итоге волокита с неясным исходом.