Для любой более-менее серьезной акустической инсталляции сабвуфер считается необходимым элементом, который возьмет на себя отработку самой нижней части спектра. Причем это дает реальное улучшение качества звука: дело в том, что, чем шире полоса, отыгрываемая одним диффузором, тем труднее добиться одинакового качества в разных ее концах. Поэтому, если заставить мидбасы играть от самого низа спектра, то пострадают средние частоты, особенно на пиках басов, когда амплитуда хода диффузора будет максимальной. Если же низкочастотный спектр «повесить» на отдельный динамик, можно будет использовать мидбасы, оптимизированные именно под «свою» полосу и получить оптимальный звук.
Кроме того, сабвуфер может работать в многоканальной системе в одиночку. Чем ниже частота звука, тем хуже человеческий слух определяет направление на него – поэтому в полосе ниже 150-180 герц нет смысла говорить о какой-либо стереокартине. Правда, это наблюдение справедливо для музыки, где бас вплетается в мелодию, а не формирует ее: обычную «долбежку» из багажника человек воспринимает вполне направленной.
Типы и конструкции сабвуферов
В отличие от других автомобильных динамиков, устанавливаемых, так скажем, в «естественные полости» автомобиля, сабвуферу нужен правильно оформленный ящик. Это связано с тем, что у сабов максимальная площадь и амплитуда хода диффузора, и при работе они «перекачивают» вполне ощутимый объем воздуха – а значит, организация его правильной работы очень важна для итогового звука.
Конструкция ящика прямо определяет характер звучания сабвуфера. Простейший вариант – это полностью закрытый объем (сабвуфер закрытого типа): у низкочастотной акустической системы с корпусом такого исполнения звукоизлучающим элементом является только диффузор, внутренний же объем воздуха служит дополнительным демпфером динамика. В итоге бас получается более плотным, хотя и со сглаженными пиками. Такая конструкция считается оптимальной для музыки, где линия баса идет в ритм-секции, то есть «оконтуривает» музыку.
Если же от сабвуфера требуется именно «долбящий» бас, перекрывающий остальную музыку (впрочем, вряд ли подобное действительно можно считать музыкой), то более оптимальна конструкция с фазоинвертором (сабвуфер фазоинверторного типа). В таком ящике внутренний объем открыт с помощью специального рупора, являющегося вторым звукоизлучателем. Само слово «фазоинвертор» намекает, что здесь используется волна, созданная обратной стороной диффузора и зеркально отраженная, чтобы она складывалась с сигналом от передней плоскости диффузора. В итоге при меньших габаритах корпуса фазоинверторный сабвуфер звучит мощнее и резче.
Максимальное развитие фазоинверторного корпуса – это бандпасс (band-pass), где корпус разделен на два объема, в перегородке между которыми и установлен динамик. То есть обе стороны диффузора «звучат» через отводные порты в половинках корпуса. Звук тут будет еще мощнее, но ценой габаритов (то есть подойдет не каждому автомобилю) и сложности изготовления.
Сабвуферный динамик
Динамик – это «сердце» сабвуфера, и именно под его характеристики подбирается или изготавливается ящик. Распространенная ошибка – это выбор динамика по мощности. На самом деле же указываемая мощность – это та, которую динамик может выдержать без повреждений в течение часа (RMS) или даже нескольких секунд (PMPO). Для таких методов измерения абсолютно не важно качество звука. А вы ведь собираетесь слушать музыку, а не рвать динамик? В таком случае мощность, которую реально можно будет использовать, будет гораздо меньше максимальной мощности по RMS, не говоря уже про PMPO. Как пример возьмем сабвуфер Hertz MP 300 D4.3 PRO – в его характеристиках указана максимальная пиковая мощность в 1,2 кВт, но непрерывная – только 600 Вт.
Тогда на что обращать внимание в первую очередь? Начнем с диаметра диффузора. Чем он больше, тем меньше нужна амплитуда для достижения одинаковой громкости, соответственно, меньше искажения на пиках. Классика для сабвуферов – это типоразмеры 10 и 12 дюймов.
Материал диффузора, однако, должен выдерживать приличное сопротивление воздуха. Поэтому бумажные диффузоры, как правило, устанавливаются на «подзвучивающих» сабвуферах небольшой мощности, поскольку, несмотря на высокую чувствительность и качественную проработку звука, бумажные динамики просто не выдерживают зубодробительный «тынц-тынц», а после армирования фактически теряют истинно «бумажный» характер звучания. Полипропилен из-за чувствительности к температуре и низкой жесткости остается уделом недорогой акустики, в топе же углеволокно и кевлар – материалы, позволяющие создать легкие, но очень прочные диффузоры высокого качества.
Металлическая же акустика звук передает «слишком» точно, да еще и с ярко выраженной точкой резонанса, что далеко не всем нравится.
Важная характеристика любого динамика – это его чувствительность. По сути этот параметр наглядно показывает, в какое количество децибел превратится 1 ватт подведенной к динамику электрической мощности. А, если учесть, какую мощность подают обычно на сабвуферы, даже небольшая разница в чувствительности выльется в огромную разницу в реальной громкости.
Косвенно чувствительность можно прикинуть по габаритам и мощности магнита: чем мощнее магнитное поле, тем больше сила, воздействующая на звуковую катушку при одинаковом токе в ней. Проще говоря, та же электрическая мощность даст больше звуковой – это правило действует не только для сабвуферов, а и для динамиков вообще.
Также важна частота резонанса – грубо говоря, именно выше нее динамик «играет», ниже точки резонанса же его чувствительность резко падает. То есть, скажем, 12-дюймовый динамик от гитарного кабинета, хотя и выглядит как настоящий сабвуфер, из-за частоты резонанса в пределах 100 Гц просто не будет нормально отыгрывать низкие частоты в несколько десятков герц.
Создать чувствительный динамик, не пожертвовав при этом ни мощностью, ни низким уровнем искажений – задача непростая, что определяет и стоимость сабвуферных динамиков. Если «средний класс» с достаточно приличным звуком начинается по цене от 3-4 тысяч руб. за один динамик (JBL, Pioneer, «младшие» Hertz), то в топе цены измеряются уже десятками тысяч рублей за Kicker, Ground Zero, Alphard, Morel. Готовые сабвуферы в корпусе стоят, естественно, еще дороже.
Самодельный сабвуфер в машину
Стоит ли собирать сабвуфер самому? Не нужно забывать, что корпус для сабвуфера подобен деке струнного инструмента: хотя звук задает струна (в нашем случае – диффузор), но именно дека окончательно «оформляет» звучание. Поэтому, изготавливая корпус, нужно не просто иметь достаточные столярные навыки – нужно грамотно рассчитать его под свой динамик и свои потребности. Конструкция же, собранная по чертежам из Интернета, на практике окажется звучащей как угодно: согласитесь, даже если снять чертеж со скрипки Страдивари, повторить ее звук по чертежу не получится.
Однако далеко не каждый человек реально услышит разницу звука между двумя корпусами. Поэтому и самоделки имеют право на жизнь: и как способ сэкономить, и как поле для экспериментов. Это поддерживают и производители динамиков: например, Hertz выкладывает готовые чертежи разных типов корпусов конкретно под свои динамики. В конце концов, самодельный корпус – единственный выбор для автомобилей, куда подходящие по бюджету готовые сабвуферы просто не вписываются: звук звуком, а и о практичности не стоит забывать.
Что точно не стоит делать, так это устанавливать в автомобиле не приспособленные для этого сабвуферы от домашней акустики. Хотя бы потому, что они не рассчитаны на работу при отрицательных температурах – даже автомобильные сабвуферы не рекомендуется сразу включать на полную громкость зимой, чего тогда ждать от домашних? Автомобильная акустика работает и при -30℃ зимой, и нагревается выше 40 градусов под солнцем летом.
К тому же комнатная акустика рассчитывается на то, чтобы звучать в большом объеме комнаты «на слушателя», а не пробиваться к нему из малого объема багажника через спинку заднего сиденья. В результате звук вы получите в лучшем случае на уровне дешевого автомобильного сабвуфера, а о ресурсе и вовсе можно будет только гадать.
Также читайте нашу статью «Как подобрать акустику в автомобиль».
Автоклуб78 https://autoclub78.ru