Прогревать ли двигатель автомобиля?

Необходимость в прогреве перед началом движения – один из самых обсуждаемых автомобилистами вопросов. И, если во времена карбюраторных двигателей сомневаться в потребности прогрева было трудно (до момента прогрева впускного коллектора автомобиль просто-напросто не держал обороты без «подсоса», значительно терял мощность), то на впрысковых автомобилях, где смесеобразование происходит уже в камере сгорания, а стабильность холостого хода поддерживается регулятором ХХ или самой электромеханической дроссельной заслонкой, теоретически можно начать двигаться сразу. Но вот нужно ли делать это на практике? Разберемся по пунктам.

Прогрев двигателя зимой
 

Физический смысл прогрева двигателя

Классический автомобильный двигатель имеет чугунный блок цилиндров или чугунные гильзы, алюминиевый поршень со стальным поршневым пальцем. Для уменьшения ударных нагрузок все эти узлы имеют минимальные зазоры при рабочей температуре, но из-за неравного коэффициента теплового расширения чугуна, стали и алюминия на холодном двигателе мы имеем увеличенный зазор между поршнем и цилиндром и уменьшенный – между поршневым пальцем и бобышками поршня. На двигателях, где палец не вращается в верхней головке шатуна (те же моторы ВАЗ «классического» семейства, например), при этом фактически шатун качается относительно поршня с усилием, износ бобышек поршня возрастает, при резком росте оборотов и нагрузки возможно наволакивание алюминия на поршневой палец.

Сам же поршень испытывает повышенные ударные нагрузки в момент перекладки (прохождения верхней и нижней мертвых точек), бензин частично конденсируется на стенках цилиндра и стекает через зазоры колец в картер. Моторное масло имеет повышенную вязкость, хуже разбрызгивается коленвалом и, соответственно, смазка цилиндропоршневой группы значительно ухудшена.

Так что будем считать непреложной истиной: совсем без прогрева холодного двигателя начинать движение – значит увеличить износ, и чем холоднее мотор, тем более это будет выражено. На автомобилях с АКПП, где, хотя и используется маловязкое масло ATF, также высоки требования к качеству смазки, прогрев тоже необходим. Однако стоя на месте прогреть АКПП только через теплообмен с двигателем трудно.
Механические коробки передач к вязкости масла чувствительны меньше, особенно на современных синтетических трансмиссионных маслах. Но, тем не менее, густое масло затрудняет работу синхронизаторов, увеличивая ударные нагрузки на шестерни в момент переключения передач.

Оптимальный вариант прогрева по соотношению сохранения ресурса агрегатов и целесообразности – это подождать момента, когда система управления двигателем сбросит обороты до нормального холостого хода, а затем плавно начать движение без резких ускорений. Худший сценарий – это толкаться в пробках: в момент трогания с места нагрузка на двигатель гораздо выше, чем при равномерном движении.

Прогрев дизельных двигателей

Характерная особенность дизеля – это то, что на холостом ходу он нагревается очень медленно, в мороз он может не прогреваться, работая на месте, вообще. Следовательно, после запуска холодного дизеля нет смысла ждать несколько минут – дав мотору разогнать смазку по всем контурам, нужно трогаться с места и доводить температуру двигателя до рабочей температуры уже на ходу.

Конечно, степень износа при этом возрастает. Именно поэтому для дизельных автомобилей так популярны системы предпускового прогрева – они позволяют запускать уже разогретый двигатель, доведенный до близкой к рабочей температуре. Однако и для бензинового автомобиля подогрев в северных регионах будет не лишним.

Автозапуск

Цена фирменных комплектов предпускового подогрева (Webasto, Eberspraecher) достаточно высока, работа квалифицированного установщика добавит сюда дополнительную сумму. Неудивительно, что сигнализации с автозапуском стали весьма популярны: ставить противоугонную систему на автомобиль все равно нужно, так что с небольшой доплатой можно получить и возможность утром садиться в теплый автомобиль и сразу трогаться вперед.

Увы, в реальности автозапуск имеет смысл только для бензиновых автомобилей, и то, как показывает практика, современный впрысковый автомобиль, работая на холостых, до приемлемой температуры должен прогреваться 15-20 минут. Дизель же в таких условиях не прогреется вообще, бесполезно молотя холодным мотором.

Если рассматривать именно бензиновые автомобили, то автозапуск (по таймеру или принудительный) имеет смысл зимой в рабочую неделю: за время быстрого завтрака машина уже прогреется и сможет начинать движение, в том числе и в пробках, без каких-либо проблем (не забывайте, конечно, что коробка передач еще не прогрета!). Бензина при этом автомобиль израсходует немного: для среднестатистического мотора 1,5-1,6 л 15 минут работы на холостом ходу означают затраты 200-300 мл топлива.

Автоклуб78 https://autoclub78.ru

Дата: 11 ноября 2016
Рубрика: Разное

Добавить комментарий:

Включите изображения, чтобы увидеть вопрос *

Получать новые комментарии по email (подписаться, не комментируя).

Последние отзывы об автосервисах
  • H2SPB Водородная очистка двигателя

    Столкнулся с проблемой большого расхода топлива. Авто - Лачетти 1.6 город 12.5 трасса вообще не ...

  • Автоблеск

    Раз в 6 месяцев заказываю здесь полировку своей бехи. Качеством очень даже доволен. Рекомендую

  • АвтоЭстетика на Херсонской, 39

    Удалили вмятину без покраски. Быстро и недорого. Советую.

  • NevaOnline

    Заезжал сюда на шиномонтаж после покупки шин, так как по этому адресу скидка за покупку комплекта. ...

  • Выездной шиномонтаж Запаскин

    Еду еду и бац. Спустило колесо, а запаска уже стоит - что делать?
    Конечно же найти помощь, самое ...

Лучшие статьи