Многие автовладельцы привыкли менять автомобиль по известной схеме: по истечении нескольких лет эксплуатации, когда заканчивалась гарантия, они доплачивали какие-то деньги и пересаживались на новую машину.
В связи со значительным подорожанием новых автомобилей, теперь они вынуждены ездить на своих старых авто, ожидая, когда улучшится их материальное положение.
Поэтому поступление на вторичный рынок более-менее приличных автомобилей резко сократилось, и тем, кто привык ловко экономить, покупая «вторые руки», приходится месяцами тралить рынок в поисках сладких вариантов.
Да и стоимость адекватных вариантов б/у автомобилей, вдогонку за новыми машинами, также серьёзно поднялась.
И тогда появляются мысли о покупке подержанной трех-пятилетней машины из-за границы.
Эта статья о том, как выглядит ситуация с ввозом иномарок с пробегом из других стран в нашем Северо-Западном регионе на сегодняшний день. Варианты выбора и покупки на российском рынке свежепривезённого автомобиля из Европы мы сейчас рассматривать не будем.
В целом существует три основных направления, откуда привозят бэушные автомобили. Это Европа, США и Япония.
Мы подробно расскажем об основном европейском направлении, а именно о покупке, доставке и растаможке автомобиля с пробегом из Германии.
Главные вопросы о растаможивании автомобиля из Германии
Первоочередной вопрос, который определяет целесообразность приобретения той или иной модели, это растаможка, точнее ее стоимость.
Тарифы на растаможку автомобилей
Действующие ввозные таможенные пошлины на подержанные автомобили для физических лиц остаются неизменными уже очень много лет. Если быть точным, то с января 2009 года, и они напрямую связаны с возрастом транспортного средства и объёмом его двигателя, а вот от цены самого автомобиля не зависят.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что целесообразно рассматривать лишь машины в возрасте от трех до пяти лет.
Коэффициенты растаможки для автомобилей в возрасте от 3-х до 5-ти лет в зависимости от объёма двигателя приведены в таблице.
Объём двигателя, куб. см |
Цена растаможки в евро за 1 куб. см. |
до 1 000 |
1 |
1000— 1500 |
1,5 |
1500 – 1 800 |
2,5 |
1800 – 2 300 |
2,7 |
2300 – 3 000 |
3 |
Более 3 000 |
3,6 |
Таким образом, растаможка трех-пятилетних малолитражек с объемом двигателя до 1500 кубических сантиметров наиболее привлекательна. Отметим, что тип двигателя бензин, дизель или гибрид значение не имеет. Электрические же автомобили, так называемые «электрички», таможатся иначе. Об их ввозе мы напишем в другой статье.
Почему лучше заплатить за растаможку, чем покупать авто российской сборки?
Современное автомобилестроение движется по пути сокращения объемов двигателей и достижения необходимых параметров мощности и крутящего момента за счёт применения турбин и компрессоров. Тем самым стереотип о том, что малолитражка это маленький городской автомобильчик уходит в прошлое, и выбор моделей автомобилей с объемом двигателя до полутора литров в сегменте C и даже D достаточно велик.
К тому же, в Европе есть много моделей и комплектаций, которые на российский рынок автопроизводителями вообще не поставлялись. Что является одним из плюсов варианта покупки такой машины.
И любителям дизелей в Европе есть что выбрать. Так как в отличие от России процент дизельных автомобилей там выше.
Следующим плюсом является то, что автомобили даже тех моделей, которые собираются и в России, для европейского рынка делаются иначе.
Сколько бы автопроизводители не заявляли бы о международных стандартах качества, идентичности конвейерного производства и др., отличия европейских аналогов тем не менее существуют.
Опыт эксплуатации и ремонта показывает, что на европейских сборочных линиях комплектующие иного класса, качество самой сборки, определяемой человеческим фактором, также может отличаться. Есть разница и в работе технологических линий, связанных, например, с окраской и антикоррозийной обработкой металла.
Плюсом номер три являются отличия условий эксплуатации автомобиля в Европе и России. Это качество топлива и дорог, и массовое применение на них зимой песчано-солевых составов, и уровень сервиса, — все нюансы, наверное, нет смысла перечислять, они очевидны.
Пандемийные ограничения осложнили самостоятельную покупку машин за границей
Допустим, вы задумались приобрести и доставить автомобиль с пробегом из Европы своими силами.
Но это раньше за понравившейся машиной можно было отправиться самостоятельно. Достаточно было нужной суммы денег, визы, определенного уровня владения иностранным языком, а также информации с тематических форумов, где обсуждались ошибки других таких же непрофессиональных покупателей.
Теперь, в условиях пандемийных ограничений, вместо такой поездки остаётся дистанционно делегировать задачи по покупке и доставке авто в Россию компетентному и заслуживающему доверия представителю, находящемуся в Европе.
Подбор автомобиля и расчет сопутствующих расходов
Но можно самостоятельно подобрать автомобиль с пробегом, например, опираясь на сайт mobile.de. Это самый простой способ, у сайта даже есть переключение на русский язык.
Более сложный — онлайн-аукцион подержанных автомобилей. Их существует несколько, названия приводить не станем, так как у каждого из них свои правила и условия регистрации и участия, и они довольно непростые.
Для определения суммы расходов, помимо цены самого автомобиля стоит учитывать стоимость его доставки в Россию, уплаты таможенного платежа, плюс ещё несколько необходимых платежей, которые перечислены ниже:
- утилизационный сбор, для физических лиц он невелик — на трёх-пятилетний автомобиль составляет 5200 рублей;
- оплата и установка на ввезенный автомобиль спутникового устройство вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС;
- оплата получения СБКТС (Сертификата Безопасности Конструкции Транспортного Средства);
- оплата получения ЭПТС (Электронного Паспорта Транспортного Средства) с внесением в него данных о владельце.
Стоимость последних трех пунктов в сумме составит около 80 000 рублей.
В помощь для расчёта размера таможенной пошлины рекомендуем пользоваться очень удобным инструментом — таможенным калькулятором на сайте tks.ru. Введя исходные данные: возраст, объём и тип двигателя, цену приобретённого автомобиля можно легко узнать размер таможенного платежа и размер утилизационного сбора.
Нюансы оформления автомобиля с пробегом в Германии
Итак, автомобиль выбрали, траты прикинули. Но залогом успеха покупки машины в Европе будет наличие там доверенного лица, которое сможет поехать к продавцу, компетентно оценить выбранный вами экземпляр, совершить покупку и договориться с продавцом о процедуре оформления автомобиля на экспорт из Евросоюза.
Последний пункт особенно важен, так как определённая часть европейских автомобилей, зарегистрированных на юридические лица, при продаже на экспорт за пределы Евросоюза освобождается от уплаты НДС, который в Германии составляет 19%.
Подчёркиваем, что таких автомобилей лишь малая часть от общего количества продаваемых в Европе. В объявлениях о продаже на европейских сайтах это информация обязательно указывается.
Но воспользоваться этой возможностью достаточно непросто, вам потребуется компетентный помощник, который и с продавцом о продаже автомобиля в рамках экспорта из Евросоюза договорится, и проконтролирует подготовку всех необходимых документов в таможенном региональном пункте продавца.
Вопрос с оплатой на наш взгляд не является сложным, сейчас большинство платежей проходит через банки онлайн в течение максимум нескольких дней.
После оплаты и оформления возникает вопрос с транспортировкой авто в Россию.
Варианты перевозки автомобиля из Германии в Россию
Существует два основных варианта. Первый – сухопутный, автовозом, как правило, транзитом через Беларусь. Тут опять же нужно искать перевозчиков, которым можно доверить свой автомобиль.
Второй вариант — морем. Например, хорошо зарекомендовала себя паромная линия Finnlines, которая еженедельно осуществляет перевозку, в том числе, и купленных подержанных легковых машин из порта немецкого города Любек в порт Бронка, находящийся в Санкт-Петербурге.
Доставить авто в порт Любека можно через своего представителя в Германии. Тогда потребуется оформить на ваше транспортное средство транзитные номера, а это естественно ещё дополнительные расходы.
Но можно заказать доставку машины в порт автовозом. Такие услуги хорошо развиты в Европе, транспортные потоки отлажены, и зачастую этот вариант может обойтись дешевле первого.
Оформление автомобиля из Германии в России (СПб)
На финальном этапе операции необходимо связаться с таможенным брокером, работающим при Северо-Западном таможенном акцизном посту (СПб, проспект Культуры, 40). Именно там происходит таможенное оформление ввозимых автомобилей, которые являются подакцизным товаром.
Брокер поможет провести все необходимые платежи, в том числе, и утилизационный сбор. А также сможет порекомендовать испытательную лабораторию, сертифицированную для выдачи СБКТ (сертификата безопасности конструкции транспортного средства).
В уполномоченной организации надо будет приобрести устройство вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС (на фото), о котором мы говорили в начале статьи.
После всех этих процедур, каждая из которых связана с материальными расходами, можно получать в уполномоченной организации ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства).
А затем с полисом ОСАГО предстоит регистрация в ГИБДД с получением свидетельства о регистрации транспортного средства.
Несколько рекомендаций
Учитывая достаточно сложный и хлопотный процесс, рекомендовать покупку автомобиля из-за границы можно в том случае, когда бюджет не менее 1 млн. руб., а ориентироваться на актуальные модели можно на российских сайтах auto.ru и avito.ru.
Там всегда есть варианты уже привезённых авто, с подписью «без пробега по РФ». Посмотрев их, можно открыть для себя достаточно много интересных моделей и комплектаций, которые возможно вы и не встречали на наших дорогах.
В заключение стоит сказать, что итоговая стоимость ввозимого автомобиля, находящегося в хорошем техническом состоянии и с адекватным пробегом, будет соизмерима, а то и выше, чем цена аналогичного варианта с российского рынка.
Алексей Полтавский, Автоклуб78 http://autoclub78.ru