С момента появления электронных приборных панелей понятие «скрутка пробега» потеряло свой физический смысл – естественно, уже не нужно было крутить моторчиком вал спидометра, чтобы «перелистать» на ноль и выставить далее нужную цифру на одометре. Изначально, когда электрика на автомобилях была еще очень простой, все делалось элементарно: поскольку пробег сохранялся в цифровом виде внутри микросхемы энергонезависимой памяти, достаточно было ее перешить, чтобы машина начала щеголять новым пробегом.
Простейший вариант перепрошивки требовал выпаивать микросхему с платы, чтобы установить ее в «кроватку» программатора. Конечно, после разборки приборной панели следы пайки однозначно указывали бы на манипуляции. Но не будете же вы вскрывать панель при осмотре машины с продавцом? Ну, а потом появились в продаже специальные панельки, позволяющие подключить программатор прямо к распаянному на плате чипу, здесь и вовсе лишних следов не остается.
В таком случае однозначно доказать скрутку было проблематично, разве что по истории техобслуживания для европейских и американских автомобилей. У них подобная информация сохраняется не только при дилерском обслуживании, но и при ремонте на СТО в принципе. Согласитесь, когда на одометре 100 тысяч пробега, а в истории этой машины последний ремонт был на ста двадцати – тут уж явно что-то «намухлевано».
В дальнейшем совершенствование и усложнение автомобильной электроники давало и плюсы, и минусы. Например, теперь на многих машинах уже не нужно выпаивать EEPROM из приборной панели, вставлять микросхему в программатор – нужно просто подключиться к штатному диагностическому разъему или простейшим переходником – к разъему самой приборной панели. К примеру, чтобы скрутить пробег на ВАЗовских панелях VDO, достаточно иметь K-Line адаптер с того же Aliexpress и несколько проводков.
Услуга по скрутке пробега превратилась в настоящую индустрию – причем цены в регионах стартуют всего от тысячи рублей за скрутку без разборки приборной панели.
Но плюс усложнения в том, что теперь отдельные блоки связаны в общую сеть и сохраняют в себе гораздо больше информации, чем раньше. Например, по своему опыту за время работы у «официалов» автор успел убедиться, что из пригнанных из Европы «Рено» пробег скручен на треть, а то и вполовину фактически у каждой второй, причем проверяется это элементарно.
Дело в том, что данные о пробеге у них фиксирует в первую очередь контроллер АБС, который, собственно, и передает информацию о скорости машины, исходя из частоты импульсов от датчиков вращения колес с пересчетом по запрограммированному в памяти типоразмеру резины. То есть после перепрошивки приборной панели и «мозгов» двигателя на одометре появляется меньший пробег, в то время как «оригинальный», записанный в памяти контроллера АБС, не меняется, и при подключении нормального сканера диагностика сразу покажет скрутку пробега. А вот у более массовых «отечественных» Renault, то есть у «Логана» и всех машин на его базе, при скрутке пробега информация обновляется во всех контроллерах сразу, так просто ее не «выловить» (как ни странно, аналогично происходит и на премиальных «Лексусах» и «Инфинити»). Здесь помогает другой механизм, также использующий фиксацию пробега.
Сохраняемые в памяти контроллеров ошибки – это не просто какой-то цифровой код, сохраняется полностью так называемый контекст – например, для ошибок системы управления двигателем это информация о скорости, разрежении во впускном коллекторе и так далее. И, естественно, в контекст ошибки попадает и пробег на момент ее фиксации. А, поскольку сохраненные ошибки в памяти контроллеров при скрутке пробега никто обычно не стирает, появляется возможность выловить следы. Вновь из практики – однажды нам на гарантийный ремонт привезли Duster с пробегом по одометру около 50 тысяч, отвратительно работавший на холостом ходу, да еще с характерным звуком рассыпавшегося катализатора. И все бы ничего, но в памяти ЭБУ впрыска ошибка по катализатору была зафиксирована на пробеге в 120 тысяч км…
На дизельных машинах с сажевыми фильтрами есть полезный журнал регенерации, который также хранится в памяти контроллера – в него записываются все пробеги, когда ЭБУ запускал автоматический прожиг фильтра. Естественно, если в журнале есть пробеги, которые больше того, что показывает одометр (и что сохранен как текущий в памяти ЭБУ впрыска в том числе), пробег однозначно сматывался. Если журнал девственно чист – то тем более: машина не могла ни разу не запускать прожиг, если пробег уже измеряется десятками тысяч километров. Значит, его уже «подтерли», а сделать это могли только с одной целью.
Как проверить пробег без приборов?
Однако профессиональный сканер есть под руками не всегда (а простенький китайский ELM327 с программой на планшете тут и не поможет). Как искать признаки скрутки тогда?
Основной метод не меняется с дедовских времен – хорошим показателем становится само состояние автомобиля. Например, протертые или, наоборот, слишком новые накладки на педалях: в первом случае очевидно, что поработать им пришлось основательно, во втором – что их уже успели поменять. Аналогично – затертый руль, хотя простейшая накладка его от этого спасет. Но в целом «обстановку» водительского места проблематично ощутимо «убить» при пробегах меньше «сотни». А вот просевшие петли водительской двери – признак хороший: при сравнительно малом пробеге люфта быть не должно. Если же есть следы того, что крепления двери откручивались – то либо ее уже регулировали, либо снимали при кузовном ремонте, в любом случае уже нужно насторожиться.
На старых машинах (в принципе, всех года ориентировочно до двухтысячного), да и на современных «бюджетках» наподобие уже упомянутого выше семейства «Логанов» обязательно обратите внимание на следы демонтажа приборной панели: конечно, ее могли снимать и при установке охранной системы, но признак все равно характерный.
Некоторую помощь может оказать и Интернет – по крайней мере, в Московской области портал «Автокод» (https://avtokod.mos.ru/) может сообщить достаточно полезную информацию о машине. Но, к сожалению, в других регионах централизованно информация о прохождении техосмотра (то есть ежегодная фиксация, среди прочего, и пробегов) не собирается. А вот коммерческие порталы – вещь, к которой стоит относиться осторожно: подобные предложения «раскрыть полную историю машины всего за XXX рублей» часто прячут за собой простейший генератор «псевдоинформации».
Если автомобиль ввезен в РФ не «серым» способом, то есть смысл обратиться к официальному дилеру этой марки: даже если прямо услуги по проверке «биографии» по базам ОД не предлагаются, обычно с менеджером можно договориться (в конце концов, мы ведь живем в России). Как минимум информация о пробегах на момент прохождения ТО и ремонтов в официальных сервисах марки сохраняется. Заодно можно узнать, нет ли на конкретную машину непогашенной отзывной кампании, иногда случаи бывают анекдотические: автору доводилось видеть автомобиль, которому еще 10 лет назад должны были по отзыву поменять регулятор давления топлива в системе Common Rail, но он все это время так и проездил с «родным».
Автоклуб78 https://autoclub78.ru