Подавляющее большинство отказов турбокомпрессора вызвано проблемами с системой смазки, а именно карбонизацией и абразивным загрязнением моторного масла. Несоблюдение интервалов замены масла — гарантированный способ значительно сократить срок службы турбины!
Турбокомпрессор — в зависимости от типа и размера, должен выдерживать частоту вращения до 250 000 об/мин, поэтому абсолютно необходимо, чтобы между валом ротора и подшипниками скольжения была пленка высококачественного и чистого масла. Оно действует не только как смазка, но и как охлаждающая среда.
Если масло загрязнено или его подача, или выпуск ограничены, подшипники скольжения турбины очень быстро будут повреждены и водитель транспортного средства начнет испытывать типичные симптомы неисправности турбины, такие как снижение приёмистости при резком ускорении автомобиля, чрезмерная дымность и так называемый «свист». Симптомы будут и дальше усугубляться, и поможет только своевременный капитальный ремонт турбокомпрессора.
Абразивная грязь
Превышение регулярных интервалов обслуживания и несвоевременная замена масла приводит к увеличению количества абразивных частиц. Из-за своего малого размера, порядка микрометра, они свободно циркулируют в контуре смазки, проникая даже сквозь масляный фильтр.
В зависимости от характера выработки, а так же размера выявленных абразивных канавок на подшипниках и валу ротора можно с точностью определить причину выхода из строя турбокомпрессора, и, соответственно, условия, в которых эксплуатировался двигатель.
Когда турбина подвергается воздействию масла с высоким содержанием микрочастиц, происходит износ поверхностного слоя шариков в обойме подшипника.
Наличие в масле более крупных абразивных частиц характеризуются видимыми царапинами, размер которых зависит от размера этих частиц.
Сильно загрязненное масло является обычным явлением, особенно в строительной или сельскохозяйственной технике из-за работы в пыльной среде. Всегда необходимо обращать внимание на своевременную замену масла и масляного фильтра. Регулярная замена воздушного фильтра также очень важна. Со временем он постепенно теряет способность улавливать мелкие примеси, которые попадают через входной воздушный контур двигателя в сам турбонагнетатель, где оказывают разрушающее абразивное воздействие на высокопрецизионные детали турбины.
Последствия износа подшипников
Из-за износа подшипников люфт ротора турбокомпрессора начинает превышать допустимые пределы. Каждый турбокомпрессор с подшипниками скольжения имеет небольшой заводской радиальный зазор, необходимый для свободного прохождения масляного потока между валом ротора и подшипниками.
Увеличение зазора в первую очередь:
- • снижает эффективность работы турбины;
- • повышает расход топлива;
- • увеличивает дымность.
Масло начинает попадать в основную камеру турбины, где происходит подготовка воздушного потока высокого давления, а затем, вместе с воздухом в камеру сгорания. Тем самым происходит увеличение расхода масла. А продукты сгорания насыщенные маслом, затем попадая в систему выхлопа, засоряют собой соты катализатора, что приводит к скорому выходу его из строя. Если это дизельный двигатель с DPF, риск повреждения ещё более увеличивается.
В самом турбокомпрессоре из увеличенного люфта ротора начинает происходить контакт крыльчатки с корпусом нагнетателя. Причина этого так же в износе радиальных подшипников, которые больше не обеспечивают правильный зазор, указанный производителем. Результат — постепенное разрушение основных компонентов турбокомпрессора. Вследствие чего капитальный ремонт становится экономически нецелесообразен.