
Российские дороги стремительно заполняют китайские грузовики. Не только, конечно, грузовики, но сегодня речь именно о них. Только за октябрь 2024 года их продажи выросли на 28,8%, достигнув 13 246 единиц. Каждый второй грузовик, проданный в стране, теперь произведен в КНР. Однако за рекордными цифрами скрываются тревожные данные испытаний, проведенных экспертами НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ».
Испытания, которые заставляют задуматься
В 2024 году специалисты «НАМИ» провели серию тестов китайских грузовиков категории N3. Результаты оказались шокирующими. Например, тормозной путь при скорости 80 км/ч составил 47 метров вместо требуемых 34 метров. Эксперты подсчитали: эти «лишние» 13 метров увеличивают риск лобового столкновения на 40%. Не менее критичными оказались нарушения в системе рулевого управления: при отключенном усилителе водителю приходится прикладывать усилие в 1,5 раза выше нормы, а на повороте радиусом 20 метров машина теряет управление уже на скорости 10 км/ч.
Почему игнорируются риски?
Парадокс ситуации в том, что, несмотря на выявленные недостатки, спрос на китайскую технику растет. Причина — уход западных брендов и агрессивная ценовая политика КНР. Например, китайский самосвал Shacman SX3258DR384 стоит на 25% дешевле аналогичного КАМАЗа. Однако экономия может обернуться трагедией: испытания «НАМИ» показали, что у 68% грузовиков задняя (противоподкатная) защита не соответствует стандарту ECE R58. В случае ДТП это грозит «подныриванием» легковушек под кузов, что повышает смертность в авариях.
Что делает государство?
В ответ на вызовы Минпромторг разработал поправки к Постановлению №1212, ужесточающие проверки импортной техники. С 2025 года планируется ввести обязательную идентификацию каждого грузовика через систему «Электронный ПТС». Однако пока документ завис в согласованиях. Параллельно с 1 января 2025 года утилизационный сбор для тягачей повысили до 3,2 млн рублей — это должно стимулировать локализацию производств.
Что дальше?
Аналитики прогнозируют, что к 2026 году доля китайских грузовиков достигнет 75%. Но без решения проблем с безопасностью этот рост может обернуться катастрофой. По данным «Автостата», в 2024 году число ДТП с участием грузовиков выросло на 18%, причем 43% аварий связаны с техническими неисправностями. Ситуация требует срочного диалога между властями, логистическими компаниями и производителями — иначе экономическая выгода может перевесить человеческие жизни.